"Динамо" - сила в движении и единстве!

Восточные танцы Волгоград

Народные восточные танцы. Фолк

фолк

Гавейзи

Гавейзи – это профессиональный женский танец Верхнего Египта со своим собственным четко различимым стилем, передаваемым от матери к дочери из поколения в поколение.

Гавейзи (ghawazi) – цыганское племя, обосновавшееся в Южном Египте. Женщины Гавази зовутся Ghazeeye, а мужчины — Ghazee. Название Ghawazee обычно относится к женщинам-танцовщицам. Во время своих путешествий кочевые цыгане гавейзи впитывали местные традиции, включая в свою культуру и стили танца.

В каждой большой деревне Египта, особенно в Верхнем Египте, и в городах, расположенных в дельте Нила, Ghawazee жили в поселениях из палаток и бараков. Они считали рождение девочек удачным, а мальчиков – экономически невыгодным. Все без исключения женщины Ghawazee воспитывались как проститутки и танцовщицы. До того как девушка выйдет замуж, отец продавал ее тому, кто предложит наивысшую цену. После этого она обычно выходила замуж за мужчину из своего племени.

Первое значимое упоминание о Гавейзи (ghawazi) датировано 18-м веком. Западные исследователи относят расцвет танца Ghawazee, как составной части египетского общества, к 1700 годам. Этот расцвет продолжался до 1834 года, когда Ghawazee были изгнаны под религиозным давлением. Основной причиной изгнания было то, что они не носили паранжу.

Исторически сложилось так, что основной доход табора складывался из средств, полученных от выступлений цыган на ярмарках, свадьбах и частных вечеринках. В гаремах султанов обязательно были танцовщицы гавейзи, которые своими танцами скашивали досуг наложницам и женам султана. Танцы гавейзи исполнялись по 2-3 часа.

 

Гавейзи / Гавази (Ghawazee)Танцовщицы «Гавейзи (ghawazi)» выступают в традиционном стиле, не разбавленном чуждыми балетными па и движениями, заимствованными из латиноамериканских и современных танцев. Гавейзи Верхнего Египта поддерживают четко различимый региональный и этнический стиль танца, на который ни в коей мере не повлияли стили Каира и Александрии. Региональный стиль диктуется требованиями традиционного музыкального аккомпанемента, который обеспечивается барабанами и мизмарами (этническими духовыми инструментами). Их танцы грубые, довольно тяжелые, чувственные и определенно не изящные. Шимми, удары и вращения — сущность всех форм беллиданса, но их тряски бедрами обычно представляли собой скручивания вперед и назад параллельно полу, а не вертикальные движения вверх и вниз. Танцы содержали много пронзительных криков и zaghareets, немного партера и прогибов, все это сопровождалось игрой на сагатах, бубне.

В костюмах Гавази прослеживается связь с народным турецким костюмом. Египет входил в состав Османской Империи с 1517 по 1805 года. Турки-османцы, в свою очередь, многое переняли из персидского костюма. Древняя персидская культура оставила после себя изумительные фрески, изображавшие женщин, одетых в узкие приталенные кафтаны и свободные шаровары.

Верхнее платье в костюмах танцовщиц гавейзи обычно надевается поверх пышных шаровар и блузы, на бедрах повязывается объемный платок с бахромой. Зачастую красочной деталью костюма становится шляпка, с большим количеством вплетенных маленьких ленточек и бусинок.

Саиди

Одним из стилей восточного танца является Саиди (Saidi), стиль фольклорный (народный).

Его название происходит от названия местности Эль Саид (El Said) - это регион на юге Египта, который был известен еще во времена фараонов (и по сей день) как Верхний Египет. Территория Саида простирается от юга Мемфиса до Асуана. Эта область называется Верхним Египтом потому, что она находится выше по течению Нила и, соответственно, находится ближе, чем Нижний Египет, к высокогорьям восточной Африки, где берет свое начало Нил. Главные города саидов включают в себя Луксор и Асьют.

Словом "саиди" мы можем назвать народ, проживающий на этой территории, саму территорию, характерную одежду, танец, музыку, ритм.

Существует два типа танца Saidi с тростями: Raks el Assaya и Tahtib. Манера исполнения женского саиди игрива и весела, мужского - воинственна и собрана.

Слово «Тахтиб» обозначает танец с тростями и в действительности является битвой на палках между мужчинами, чтобы показать свою силу. Тахтиб является старейшей формой египетского военного искусства, которое позже превратилось в игру, в которой мужчины соревнуются друг с другом по определённым правилами. Традиционная музыка звучит как фон для упражнений в этом воинском искусстве.

Тахтиб претерпел много изменений за долгие годы, прежде чем он стал разновидностью танца с тростью. Трость в этом танце является символом мужества, а именно мужского начала. Раньше длина трости была равна росту мужчины. Когда он выходил работать в поле, палка использовалась в качестве орудия самообороны против волков и других хищников. Со временем в мужском фольклорном танце стала использоваться более легкая и меньшая по размерам палка, хореография танца базируется на движениях боевого искусства.

Мужчины в танце высоко прыгают, обязательно демонстрируя свою обувь конкурентам - ведь обувь в народной египетской культуре была - и остается - предметом гордости.

Мужчины области Эль Саид (El Said) очень любят красивые усы – они их специально выращивают и холят, потому что большие и длинные усы – это признак благополучия и богатства, особенно если к усам прилагается оружие, золото и четыре жены. Есть поговорка, которая звучит так «Самый красивый мужчина может посадить на свои усы орла».

Женский танец с палкой берет свое начало от мужского танца. Женщины в танце подражали движениям мужчин, но в свойственной им более женственной манере. Они преобразовали тахтиб в более легкий, кокетливый, игривый танец, постепенно создав самостоятельны стиль Raks El Assaya (в дословном переводе: танец с тростью, трость – Аса, Асая или Ассайя).

Манера женского саиди - это манера жизнерадостной молодой девушки, даже если исполнительнице далеко за 50.

Самые эффектные приёмы работы с тростью в танце Ракс эль Ассайя – вращение трости, балансирование тростью на голове, груди, бедре в сочетании с непрекращающимся танцем. Все это делает стиль Саиди необыкновенно привлекательным и интересным.

Надо отметить, что все балансировки тростью - на плече, голове, кисти - не являются исторически сложившимися элементами фольклорного саиди. Их изобрели уже эстрадные танцовщицы как элементы к ракс аль асайя. В постановке сугубо традиционного саиди они нежелательны, поскольку вносят момент стилизации.

Традиционно трость изготавливают из бамбука, она может быть как прямой, так и с загнутым крючком на конце. В настоящее время изготовляют и пластиковые трости, обернутые блестящим скотчем. Украшенные бисером и пайетками трости выглядят красивее, но при этом тот кончик трости, за который вы будете её вращать должен быть или отполирован или обтянут мягкой тканью, так как пайетки могут серьёзно ранить руку. Длина трости должна быть до середины живота (до пупка).

В танце используется ритм размером 4/4, известный как Saidi ритм:

- D-T - D- D - T - : базовый ритм саиди, читается как DUM TEK DUM DUM TEK

tkD-T tkD-D tkT - : саиди с наполнением, читается как tekaDUM-TEK tekaDUM-DUM tekaTEK

Традиционные музыкальные инструменты для музыки Саиди - это мизмар (похож на гобой - рожок, который издаёт протяжные жалобные звуки), ребаба (струнный инструмент, на котором играют смычком - «дедушка» сегодняшней скрипки), и большой тяжелый барабан, который носят на перевязи на шее и на нем играют палочками, различные ударные инструменты типа Dumbek и Tabla Beledi.

Нуба.

Нубийский танец - очень веселый и своеобразный. В нем много прыжков, хлопков. Положение тела в нубийском танце не встречается в других фольклорных стилях Египта. Центр тяжести сильно смещен вперед из-за массивных украшений на шее и руках. Также много своеобразных движений, таких как удары грудью вверх, интересные движения руками. В танце Нубия тот же самый основной шаг, что и в Халиджи, но с африканскими элементами и акцентами.

Наиболее характерные аксессуары - доф (бубен без металлических тарелочек) и хус (это корзинка, плетеная из тростника, по форме напоминающая то ли тазик, то ли большую миску). Также можно использовать большого верблюда (неживого). Мужчины иногда танцуют со специальными короткими палочками, которые используют для того, чтобы погонять лошадь. У палочки на конце веревка. Вобщем, это аналог хлыста.

Канонический женский костюм состоит из верхней одежды, собранной в талии, бедрах, и лодыжках - костюмы для выступлений часто напоминают ночные рубашки. Мужской костюм состоит из туники среднего размера, узких штанов и тюрбана.

Сценические костюмы: Женское нубийское платье длинное, сзади со шлейфом. Необходимо освободить ноги для движения. По этой причине платья скроены спереди чуть короче чем сзади, чтобы облегчить сложную работу ног в танце. Мужские костюмы выглядят как нижняя одежда. Костюм состоит из брюк и рубахи. Это сделано потому, что нубийские мужчины обычно снимали свои галабеи (длинные робы), когда работали на полях. На рубахах по краю изображены цветные треугольники.

Существует очень много вариаций нубийских ритмов - на слух их отличает более "африканское" звучание. Ритм Карачи часто используется в нубийском танце.

Территория Нубии простирается от окрестностей Асуана на севере до Меро в Судане на юге. Нубийцы в Египте (Nouba) и нубийцы в Судане (Halaieb) - это один и тот же народ. Нубийцы говорят на различных языках. Одни на Fadidjah, другие на Kanzee. Эти две группы не понимают друг друга, и когда им нужно общаться между собой, они пользуются классическим арабским.

Нубийцы проживали на берегах Нила на юге Египта на протяжения тысячелетий. Когда-то территория Нубии была очень большая - от Асуана до Донголы в Южном Судане.

У нубийцев смешаные крови - африканская, арабская и средеземноморская. Политически Египет всегда доминировал над Нубией и влиял на развитие нубийской культуры с 3000 до н.э. Но несмотря на это, нубийцы создали собственные великие королевства и даже 25-я династия египетских монархов была нубийцами.

В 1971 году Нубийский народ переселили с родных мест, когда приступили к постройке Асуанской плотины. Традиционные земли нубийцев были затоплены а людей переселили на север от Асуана на территорию Египта. Тогда многие исследователи решили, что особенности нубийской культуры - язык и традиции - обречены на вымирание. Но вместо этого, Нубийцы заполнили Каир, захватив с собой свои радостные песни, красочную одежду и жизнерадостные танцы.

Особенно хорошо и выразительно сохраняются нубийские традиции в музыке, в основе которой звуки таблы и хлопки ладошей. Конечно, теперь музыканты вставляют в композиции и новые инструменты. Обновленный стиль Нубийской музыке набирает популярность в Египте и за его пределами, и культура которой предсказывали забвение, завоевала Египет.

Александрия.

Этот специфический танец Eskandarani, порожденный на севере Египта, изображает Alexandrian -народное поведение. В танце Александрия женщина идет мягко и красиво.

Традиционная одежда для этого стиля платье и накидка (Melaya). Melaya часть национальной одежды женщин Александрии.

Костюм для мужчин: Свободные и длинные штаны, удобные при работе на лодке, они также носят жилет и шляпу, называемую “yanke”, чтобы защитить себя от солнца. Иногда в костюме используется нож , необходимый в повседневной жизни для чистки рыбы и работы с сетью.

Костюм для женщины: Короткое платье с короткими рукавами обычно в легком цвете, маленький шарф на голове, чтобы закрыть волосы, и большой черный шарф по имени ‘Melaya’ для укутывания – обертывания тела и деревянные сабо-шлепки. Традиционно, женщины носят melaya, когда они выходят из дома.

Именно Махмуд Реда сотворил этот танец - и он называет этот танец Melaya Leff dance, то есть Танец с Мелайей. Это как выразился господин Реда made-up dance.

Мелайя - как вы все знаете - элемент одежды, которую перестали носить в обычной жизни египтяне лет 15 назад, а до этого она была повседневной.

Идея создания этого театрально-танцевально-фольклорного номера родилась у господина Реда с красивой фотографии, где была девушка, завернутая в мелайю. И он решил обыграть в танце эту загадочную часть женского гардероба : то женщина завернута в мелайю, то она кокетливо сползла на плечо и т.д.

Что одевается под мелайю - это неважно. Какой город вы представляете в танце - тоже неважно - можно Каир, можно Александрию, а можно и другие города Египта.

Танец мелайя имеет сложную стилевую принадлежность. С одной стороны, это фольклор - то есть он воспроизводит определенные характерные культурные моменты жизни египтянок, но это фольклор не в том смысле, что этот танец, где-то издавна танцевался в каком-то регионе.

Это театральный танец - танцевальное обыгрывание женского характера. Типаж женщины тоже может быть разным - и не обязательно развязным, как у нас зачастую принято.

Что касается музыки - то господин Реда сказал, что специальной музыки или ритма для этого танца нет. И что он предпочитает использовать для своих постановок Мелайи музыку баляди.

Господин Реда специально подчеркнул, что не надо стараться танцевать с мелайей именно так, как сделал он в своей постановке. Нужно просто изучать то время, которое вы пытаетесь воспроизвести (например по фильмам) и вносить в танец какие-то характерные особенности одежды, макияжа, причесок, манер и т.д. искать свои находки. Вобщем, также получается неправильно называть этот танец Скандарани, хоть это и общепринято. Правильное название - Танец с Мелайей. А он уже может быть исполнен либо в скандарани, либо в Каирском стиле.

Если в Вашем "Мелайя Лефф" танце вы будете играть образ "крутой" молоденькой девушки, тогда в качестве костюма можно выбрать маленькое fru fru.

Другая альтернатива - это сыграть образ "Maбlema". Девушка носит галабею либо гладкую, либо расшитую блестками или чем еще и мелайя сверху.

 

"Maбlema" - это сильная независимая женщина, которая возможно взяла на себя семейный бизнес по какой-то причине. Она честная, работящая и очень уважаема в обществе. Если Вы выберете этот образ, тогда как вариант, Вы можете забросить мелайю на каждое плечо, так чтобы получился крест на груди, потом закатайте рукава галабеи и покажите им настоящий танец.

Многие люди считают, что есть только один единственный мелайя-танец в определенном костюме. Чаще всего они имеют в виду бессмертное творение Reda Company. Но это только один из возможных вариантов танца.

"Мелайя" - это на самом деле просто накидка, которую египетские женщины стали носить в определенный исторический период. Поэтому думайте о мелайе как о шале, накидке - то, что вы оденете под нее не имеет большого значения. Например, из нашей жизни, нельзя сказать, что шаль носят только с джинсами и футболкой, шаль носят с разными нарядами. Единственное, чего, действительно, не стоит делать - это выходить в костюме bellydance а сверху накидывать мелайю. Вряд ли египетская женщина пошла бы по улице в таком виде!!!

"Мелайя" означает "кусок ткани". Melayet Sereer означает "простыня". Melaya Laff означает "завернутый кусок ткани". Это традиционный национальный костюм женщин в Египте. В 19 и начале 20 века каждая женщина носила меляйю, независимо от социального слоя, к которому она принадлежала. Это был признак уважения и достоинства. Сегодня многие женщины Baladi по-прежнему носят их, но постепенно традиция отмирает.

Теперь немного сложностей: не существует традиционного танца Melaya Laff. В последнее время некоторые танцовщицы сделали неправильный вывод о том, что этот танец традиционен для Египета. Это не так. Его стали танцевать некоторые танцовщицы кабаре совсем недавно, во второй половине 20 века. Наиболее известна Фифи Абду, но затем многие подхватили эту моду. Кроме того, во многих представлениях труппы Реда, конечно же, были танцы женщин с меляйей.

Фалляхи.

Фалляхи - танец египетских крестьян. Танец Fellahi изображает каждодневную работу фермеров, собирающих урожай в корзину или носящих воду в кувшинах.

Феллах — фермер или крестьянин в странах Ближнего Востока. На арабском языке слово означает пахарь или землепашец. Во времена распространения ислама, этот термин использовался, чтобы отличать арабских поселенцев, обычно кочевников (бедуинов) от местных деревенских жителей (феллахов) на оккупированных территориях.

Этот танец обычно исполняется группой женщин и мужчин и изображает повседневную жизнь крестьян: они носят воду, обрабатывают землю, собирают урожай, отдыхают и т.д. В сценическом варианте танец скорее напоминает сценку на тему сельской жизни.

Из акскссуаров обычно используется:

кувшин

корзина

мотыга

палка (прямая и массивная)

Женский костюм состоит из свободного, длинного платья, внизу очень широкого и с воланом, и платка на голове. Иногда вокруг шеи намотан длинный шарф, который танцовщица может повязать на бедра во время танца, чтобы сделать движения бедер более заметными.

Основная одежда мужчины-феллаха — галабея — туника из хлопчатобумажной ткани синего или белого цвета. Это длинная рубашка с широкими, свободного покроя рукавами, без воротника и пояса. Работая, феллах подбирает галабею выше колен и затыкает ее за пояс. Головной убор феллаха —«абулебда» —фетровая ермолка, которую иногда обматывают белым фуляром.

Цепочка движений в этом танце плавная и изменяющаяся. Шимми плечами, очень много повторов, поскольку, как и во всех фольклорных стилях, разнообразие шагов весьма небольшое. Руки расслабленно опущено вдоль тела, подняты над головой или используется как рамка для туловища. Иногда на плече держат глиняный кувшин и используют его в движениях.

Используются такие инструменты, как табла, дуф или деф (бубен), лютня, ребаб или ребаба (вид деревенской скрипки, которая относится к эпохе фараонов) и аргюль (самый древний инструмент в Египте). Он состоит из двух раздельных трубок, и дуть в него нужно по кругу, что делает игру на нем чрезвычайно сложной.

В танце Fellahi используется Fellahi ритм, быстрый, легкий и очень похожий на ритм malfoof. Музыка всегда включает вокальное сопровождение, и движения танца следуют за словами песни.

Группой, благодаря которой этот жанр стал известен во всем мире, стала повсеместно очень уважаемая группа «Музыканты Нила». В Египте существует дюжина неформальных групп с очень индивидуальными особенностями.

Хагалла.

Фольклорный праздничный танец, известный как хаггала, исполняется бедуинами местности Мерса Матрух, расположенной в Западном Египте. Часто исполняется во время сбора урожая, который является сезоном свадеб в том регионе. Хаггала также известна в местах, расположенных по соседству с Ливией и связан с kaf ("с хлопками") танцами в других среднезападных регионах.

Слово «хаггала», вероятно, произошло от арабского слова hag'l , значащего «скачок, прыжок». Есть также версия происхождения названия от слова Haggal - птица, которая летит через пустыню Сахара, когда птица приземляется, то переступает, подпрыгивая на раскаленном песке.

Haggala - энергичный танец. Акцент делается на движениях бедер. Бедуины живут в пустыне, ходят по песку, поэтому у них сильные ноги, которые они достаточно высоко поднимают во время ходьбы. Характерные элементы: приседания и подскоки, а также Haggala-шаг. В танце-первоисточнике исполнительница передвигается маленькими шагами.

Хаггала - это пример народного ритуального танца и встречается на специфических важных общественных событиях (таких, как свадьбы, обручения).

В доме бедуинов две половины - одна для мужчин, попасть в которую можно, зайдя с парадного входа, другая для женщин, вход в которую находится с обратной стороны дома. И свадьбу бедуины празднуют - мужчины отдельно на своей половине, женщины отдельно на своей. В разгар праздника мужчины выходят во двор и собираются группами по нескольку человек. Мужчины племени/семьи хлопают и поют все вместе, показывая сплоченность, единство. Однако, главный элемент представления это танцовщица, женщина. Она может быть полностью или частично закутана и движется перед линией мужчин, называемых kefafeen, которые ничего не делают, а только стоят, хлопают в ладоши и поют все вместе.

Танцовщица часто является членом семьи невесты и женщины берут на себя центральные роли. Танцовщица также может быть профессиональной исполнительницей, в этом случае она занимает главную роль среди kefafeen, которые в этом случае являются ее нанимателями. В руки они берут палку или трость. После того, как она потанцует вокруг них, она останавливается перед кем-нибудь из молодых мужчин, встает на колени и изображает, как время от времени снимает браслеты с руки(или на самом деле снимает). Мужчина изображает, что дает ей еще один браслет или два (или на самом деле делает это), и она изображает, как будто одевает все браслеты обратно.

Хаггала не о соревновании мужчин и девушек. Она о том, как девушки/женщины вместе показывают свою силу и богатство их мира, и показывают красоту и изящество их как индивидуальностей. Они полны веселья и игривости, но не вульгарно заигрывают. Девушки не добиваются молодых людей—социальные процессы, которые переходят в обручение/свадьбу крайне сложны. Любые намечающиеся связи между людьми, незаметны и не совершаются за короткое время.

В Ливии хаггала--праздничный танец, обозначающий, что для юной девушки наступил возраст, когда она может танцевать сольно. Ее голова и лицо полностью закрывается шарфом. Kefafeen поют о том, как она растет и скоро будет красивой женщиной. Один певец говорит: «Смотрите, скоро она будет готова выйти замуж, будет иметь детей и сделает кого-то очень счастливым». Она может остановиться напротив одного из молодых мужчин и дать ему один конец своего шарфа, когда будет танцевать вокруг него. Он может дать ей один или два браслета, это будет вид «предложения о замужестве», однако, несмотря ни на что, эти подарки не имеют реальной силы, так как молодой человек может быть ее братом.

Сохранились старинные открытки, на которых изображены танцовщицы Haggala в простых длинных платьях с длинными рукавами и широкой тяжелой тканью, обернутой вокруг бедер. Иногда вокруг бедер просто повязан шарф. Ливийский (наиболее часто используемый в постановках этого танца) вариант костюма для Haggala имеет юбку а-ля древнегреческий пеплум (в подражание грекам, которые в течение длительного периода жили на этих территориях) - с верхней частью в виде буфера, которая подчеркивает шаги танцовщицы. До 19-го столетия у исполнительниц Haggala модно было подкладывать под юбку сзади большую подушку. Это называлось "el azzama" или "лупа".

Мужчины одевали белую одежду (robe), повязанную через одно плечо поверх повседневной «уличной» одежды. Современное сетчатое платье для хаггалы с двумя рядами оборок и метрами длинной, украшенной бисером бахромы было создано специально для сценок в ночных клубах и театральных представлений.

Аксессуары.

Танцовщица может держать в руке носовой платок или маленькую палку. Палку она не вращает, никак не манипулирует ей, только держит.

 

Музыка.

В музыке три части:

1. Shettaywa - главная часть, поётся всеми мужчинами. Танец исполняется в этой части.

2. Ghennaywa - поётся солистом или поэтом, мужчины отвечают.

3. Magruda - поётся солистом и всеми мужчинами вместе.

Мувашахад.

Мувашахат (Muwashahat) - танец искусственно созданный на основе мавританских фресок, картин и сказаний. Название mouwashah происходит от wishah - изысканно расшитая шаль, которую носили на голове андалузские арабки. Множественное число mouwashahat ( в конце "т").

Muashahat (Muwashahat), известный так же как арабско-андалузский танец, - это танцевальный стиль, восходящий к придворным танцам времен андалузских мавров. Так как никаких более или менее достоверных источников о тогдашнем стиле не найдено, в современных арабско-андалусских танцах присутствует большая доля свободной интерпретации.

Однако в качестве отправной точки можно взять существовавшие в Магрибе (и прежде всего в Алжире) танцы с платками, так как после Реконкисты значительная часть мусульманского населения эмигрировала из Аль-Андалуса (совр. Андалусия) в Марокко, Алжир и Тунис и, соответственно, произошло взаимопроникновение культур. Таким образом и арабско-андалузская музыка получила свое дальнейшее развитие. Нужно заметить, что этот музыкальный стиль не ограничился только Северной Африкой, но получил распространение и в прочих арабских странах. Так, например, в Алеппо (Халеб), Сирия, можно и сегодня найти музыкантов, преданных этому стилю. Арабско-андалусские танцы с платками возникли в городской буржуазной среде, так как жители Андалусии принадлежали, в основном, к высшим слоям общества, наиболее богатым и образованным. Именно поэтому они (танцы) коренным образом отличались от более грубых деревенских танцев, таких, как, например, Quled Nail.

Основа «городских» танцев – это, прежде всего, изящные, практически незаметные движения бедрами, как, например, «обозначенная» восьмерка, ведь танцевались эти танцы, как правило, в достаточно маленьких помещениях, и амплитудные движения бедрами выглядели бы вульгарно. Большое значение так же придавалось красивым рукам, движение которых подчеркивалось платками (по одному в каждой руке). Период расцвета арабско-андалусского искусства Магриба датируется приблизительно 16-17 вв.

Следующая популярная форма стиля Muashahat - это возникшая во второй половине 20го века интерпретация труппы Махмуда Реды. Танец в их исполнении – эмоциональный, экстравертный, охватывающий все пространство сцены/помещения, отличающийся прежде всего грациозными арабесками и вращениями, которые делают сходство этого стиля с балетом очевидным. На сегодняшний день это, пожалуй, наиболее популярная форма танца Muashahat, именно таким представляет себе этот стиль большинство танцовщиц, когда речь заходит об Андалусии.

Махмуд Реда говорил, что создал свой мувашахат (хореографию и костюмы) основываясь на три составные:

1) Фрески, картины, художественную литературу.

2) Музыка, личное восприятие и отношение к той культуре.

3) Цензура требовала закрытые костюмы и академический стиль. Иначе нельзя было бы вынести танец на большую сцену.

Главная заслуга Махмуда Реды состоит в том, что он предпринял попытку реставрации этого танца, чем вызвал интерес этой культуре. Таким образом, было сохранено музыкальное наследие мавров эпохи Средних веков (специально собирались и заново обрабатывались песни того периода) и арабская танцевальная культура обогатилась новым-старым танцем. Самой известной исполнительницей андалузских песен нового времени стала Фейруз.

Особенности андалузского танца - элегантность, множество арабесков, поворотов, сложные шаги и переходы. Характерными аксессуарами являются бубен или два платочка. Танец должен завораживать своей плавностью, несмотря на длительность. Он, конечно, сложен, но хорош для любого возраста и комплекции.

Халиджи.

Халиджи (Khaleegy) в переводе означает “залив” - стиль фольклорного танца Саудовской Аравии и Стран Персидского залива. Халиджи танцуют женщины, обычно в группах. Публично исполняется редко по религиозным соображениям.

Музыка.   Ритм музыки для танца Халиджи - Saudi (Khaleegy) ритм.

Костюм.  Традиционный женский наряд для этого танца - Thobe. Это очень широкое яркое платье, затейливо украшенное, особенно на передней центральной части. Танцовщица может манипулировать костюмом - накидывать рукав на голову, как капюшон, прикрывать рукавом лицо снизу, подобно чадре, приподнимать подол спереди, держа Thobe обеими руками приблизительно на уровне бедер и т.д.

Характерные движения танца. Большинство движений сосредоточено в верхней части тела и в шагах. Танец включает в себя красивые перебрасывания длинных волос от одного плеча к другому, вращения волосами, быстрые тряски плечами (техника выполнения таких трясок основана скорее на вращении верхней части туловища, чем на движении самих плечей), мягкие скользящие шаги П-Л-П и Л-П-Л. Много вращений грудью и акцентов грудью вниз. Характерное положение рук - на уровне плечей, ладонями наружу. Танцовщица может хлопать в разнообразных ритмах. Внимание зрителей акцентируют на ткани и вышивке Thobe Nashal, на роскошных длинных волосах и на тяжелых золотых украшениях.

Бандари.

Бандари - иранский стиль танца живота. Бандари - очень зажигательный танец, с темпераментными движениями рук, головы, плеч, груди, меньше бёдрами. Не оставит равнодушным даже флегматика.

Ритм стиля бандари что то среднее между 6/8 и 4/4. Это ритмический рисунок, который используется в музыкальных произведениях многих народов Персидского Залива и Средней Азии.

Движения стиля бандари похожи на движения стиля халиджи, но они более энергичные, даже немного грубоватые – растопыренные пальцы рук, кисти при этом должны быть расслаблены, никаких восточных вращений руками и изгибов, активная тряска плечами и грудью, большие шаги. В стиле восточных танцев живота (belly dance) бандари также, как и в стиле халиджи есть работа волосами. Танец исполняется большими группами в кругу: можно 1 круг, 2, 3, можно менять движение из большого круга в 2 и назад. Можно 2 круга отдельно, или 1 внутри другого. Когда один круг внутри другого, то движения делаются в противоположных направлениях (т.е. 1 круг идет вправо, 2-ой влево и т.п.). Также поочередно в центре круга танцуется соло.

Самое главное – это выдержать в исполнении характер танца: задорный, веселый танец простых людей с примитивными движениями.

Бандари-штаны, тоба-халат длиной ниже колен с разрезами, с длинными рукавами, воротник-стойка либо маленький вырез у горла. Голова покрыта платком, обувь зарытая.

Марокко.

Марокко - страна с разнообразным фольклором, обычаями и традициями. Древний танец, известный как Guedra, - это одно из наиболее необычных племенных и фольклорных самовыражений. Это - ритуал, исполняемый под музыку, вводящую в транс. Специалисты расходятся во мнениях о его происхождении.

Guedra связан с деревней Goulimine, находящейся в юго-западной области пустыни Марокко. Имя танцу дал барабан, на котором играли, чтобы поддерживать ритм. В арабском языке слово guedra обозначает "горшок". Барабан сделан из обычного кухонного горшка, который сверху обтянут козлиной кожей. Этот барабан - гибрид барабанов, используемых в Африке и на Ближнем Востоке. В качестве аккомпанемента используется только он. Танец исполняется под барабан, пение и хлопки рук зрителей. Простой, постоянный, гипнотический ритм.

Цель ритуала состоит в благословении друзей, женатых людей, общества и посвящении себя Богу. Это очень отличается от умиротворения духов или изгнания нечистой силы - смысла танца Zar. Некоторые говорят, что танец Guedra своим мистическим ритмом способен привлечь мужчину, находящегося далеко от места исполнения танца. Это весьма таинственный танец, в начале которого женщина выглядит как бесформенная черная масса, символизирующая ночь, хаос, всезнающую космическую энергию. "Масса" движется в ритм, становясь бурной, олицетворяя величие вселенской гармонии. Движения рук говорят о страсти, драме, красоте, радости и горе - полная гамма эмоций. Внезапная тишина возвращает энергию в ее первозданный вид.

Обычно женщина танцует одна в кругу людей. Танцовщица стоит на коленях, полностью накрытая черной вуалью, называемой haik. Руки женщины появляются из-под этой черной "ночи". Отблески огня, движения рук, вибрация пальцев - все говорит об эзотерическом смысле танца. Движения танца символизируют четыре элемента (небеса, земля, ветер и вода) и изображают время (прошлое, настоящее и будущее). Указательный палец играет важную роль, поскольку считается, что он является символом сущности души человека.

Напряжение растет, заставляя танцовщицу неистово двигаться из стороны в сторону. В этом нет и намека на нежность. Одежды танцовщицы вторят всем ее движениям. Она волнообразно двигается, вращается, наклоняется вперед, выпрямляется и изгибает спину так, чтобы ее голова касалась земли. Наступает момент, когда вуаль спадает, и зрители могут видеть женщину, но глаза ее закрыты. Ритм ускоряется. В эйфории зрители издают одобрительные возгласы. И танцовщица вкладывает всю свою энергию в волнующее движение. И в самый кульминационный момент ритм обрывается, и женщина падает на землю без чувств. Наступает полная тишина. Но уже через момент тут будет танцевать другая танцовщица.

Исполнение танца может вызвать гипнотическое состояние, но это не цель.

Существенный элемент танца - традиционный костюм. Костюм для исполнения bellydancе, лиф и пояс, ни в коем случае не используется в Guedra. Вуаль сделана из очень большого куска материала, который крепится спереди на двух булавках с длинной, свисающей с них цепочкой. Головной убор украшен ракушками и бахромой ручной работы. Танцовщица вплетает в волосы ленты, чтобы удержать головной убор, который сделан из декоративной проволоки. Это позволяет оставлять голову открытой, что очень практично в жаркой пустыне, а также продемонстрировать красоту вплетенных в волосы лент и подчеркнуть движения головы. Скрывая все части тела, кроме рук, костюм акцентирует на них внимание.

Легко оценить видимую сторону марокканского народного танца, но трудно постигнуть его глубинный смысл.

Дабка.

Это направление танцев живота исполняется во многих странах Ближнего Востока: в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании и др. Имеет фольклорные корни. Очень популярен во всех странах Ближнего Востока, но в каждой стране он представлен по-своему.

Этот стиль восточных танцев живота полон безграничной энергии танца, который не оставит ни одного зрителя безразличного к этому танцу.

Дабка (Dabka) исполняется как мужчинами, так и женщинами.

Некоторые элементы стиля Дабка (Dabka) могут встречаться в других стилях восточных танцев живота, таких как саиди (saidi) и ракс шарки (raks sharqi).

Стиль танцев живота Дабка (Dabka) часто исполняется в группах.

Обычно фестивали начинаются с представлений с этим стилем восточных танцев. Особенности стиля Дабка (Dabka) – быстрые и разнообразные прыжки.

Тунисс.

Танец  смысловой. Девушка идет с кувшином за водой, приходит к ручью (медленная часть) там, моется-играется, после слышит приближение голосов мужских, быстренько собирается и убегает, чтоб никто ее не увидел вот такой!

Этот танец был записан (задокументирован) в 1974 г. Марди Роллоу (арт-директор компании АМАН, основанной в Лос-Анджелесе). В маленьких городах Туниса песня и танец занимают важное место не только на празднованиях, но и дома с семьей и друзьями. Считается, что танец был принесен в Северную Африку более 2000лет назад Александром Великим и его македонскими воинами. Тунис-самая восточная страна Сев.Африки имеет богато намешанный культурный багаж, который включает финикийские, берберские, римские, раннехристианские, исламские и еврейские традиции.

Тунисский танец стремится к фольклорному, он тяжелый, "земной", движения объемней, шаги совсем непохожи на Ракс Шарки. Танцоры изображают работы в полях, приготовление пищи и другие повседневные занятия. Бедра вращаются и делают скручивания вперед-назад в горизонтальной плоскости, присутствуют движения рук танцовщицы наружу, чтобы показать ладони, красиво украшенные рисунками из хны, есть интересный шаг: поднимают одну ноги широко в сторону и скручивают, так как будто идут по лестнице, потом скручивают то бедро назад, опуская ногу. Ритмы часто сложны для танцовщиц, обычно использующих в выступлениях египетскую и турецкую музыку.

Выделяют два подвида тунисского танца:

Танец с горшком/кувшином (Raks al Juzur) Этот танец пришел с юга туниса, островов Джерба и Керкенна. Джерба известна в Одиссее как остров - «Земля пожирателей лотоса». Танец прославляет главное производство района - гончарное дело. Мужчины и женщины балансируют кувшином на голове и исполняют этот танец на свадьбах. Танцовщица исполняет скручивание бедрами под все более ускоряющуюся музыку, в то же время балансируя кувшином для воды на голове. Также это один из танцев, открывающих представление национальных трупп.

Балади.

Танец чувственный, "приземленный", нежный и женственный стиль городского танцевального фольклора, популярный во всем Египте, но наиболее стилизованный в Каире и популяризованный кинофильмами.  Баледи танец настоящей женщины, подчеркивающий ее красоту и грацию, утонченность и изящество ее форм!

Бэлади в переводе с арабского означает "родина" или "родной город". На египетском слэнге звучит как Ориентал Шааби. Танец показывающий мастерство артистки, поскольку он состоит не из разрубленных барабанных дробей, а из огромного сочетания ритмов и музыкальных инструментов, каждый из которых желательно передать, и при этом не изобразить кашу! "Восточные дело тонкое" это высказывание максимально подходит этому танцевальному стилю ...

Музыка:

Часто ритмы Beledi и Saidi играются попеременно. Танец Беледи из района Каира сопровождается вокальным исполнением и может включать игру "вопрос–ответ" между двумя инструментами или между вокалистами и инструментами.

Беледи танцевали во многих деревнях по всему Египту. Его танцевали в доме женщины и для женщин. Танец Беледи представляет собой женское сольное выступление, этим он и отличается от фольклорных танцев, обычно групповых. Танец веселый, кокетливый, но несколько "тяжеловат", в основном танцуется на полной ступне. Движения в основном бедрами, без наслоений, очень важно соблюдать простоту манеры исполнения, без академичности.

Танцуется босиком. Традиционная одежда для танца — белая галабея с платком на бедрах и платок на голову.

Шааби.

Стиль, который очень популярен в Египте, особенно в центральной части старого Каира на улице Мухаммеда Али, где родились и живут сейчас много известных артистов. Это стиль таких известных танцовщиц как Nagwa Foad, Fifi Abdu, Zinat Olwy.

Шааби – веселый танец, современный вид городского "уличного танца" или "танца народа", похожий на Бэлади, но исполняющийся под более быструю музыку. Слово «шааби» имеет несколько смыслов: «народ, народный» (в смысле фольклорный), «народ» (простой народ, рабочий класс и крестьяне, в смысле не сливки общества), «популярный» (любимый народом).

Музыка Шааби родилась на окраинах городов и является голосом их обитателей, простого народа. Песни шааби раскрывают всю полноту чувств людей и комментируют  социальную действительность. Хотите узнать как живет, что думает и что чувствует рабочий класс а Египте? - послушайте песни Шааби.

Танцы Шааби — это естественное самовыражение простых людей, их чувствование музыки и песен, их юмор и остроумие — все то, что делает эти танцы уникальными, то, что стремятся повторить профессиональные танцоры и танцовщицы во всем мире.

Музыку шааби считают городским песенным фольклором. Однако сам музыкальный стиль  довольно молодой. Он возник в середине 20 века в связи с некоторыми обстоятельствами.

ШаабиВо-первых, в 1967 г. Египет потерпел поражение в войне с Израилем. Этот факт деморализовал его жителей.  Мохамед Ноух, один из популярных эстрадных певцов, так прокомментировал это: «Эстрадное пение всегда существовало в Египте, но поражение Египта в войне 1967 года породило два жанра пения: тот, который направлен на подъем духа народа и восстановление его доверия, и тот, который возвращал умы людей к поражению».

Во-вторых, в 1970 г. умер президент Гамаль Абдель Насер. Он придерживался националистических идей и вернул в свое время Египет к национальным корням. Однако после смерти многие из его идей канули в Лету. Новое правительство  «открыло двери» для Запада.

Жители Египта испытали некоторое экономическое облегчение. Страна стала зарабатывать деньги на туризме. Кроме того египтяне ездили на заработки в нефтедобывающие страны Персидского залива. Так что имея немного больше денег, чем раньше, люди могли себе позволить то, что раньше не могли.

В-третьих, в 1970-х гг. умерли трое великих исполнителей классической арабской песни: Фарид аль Атраш, Ум Кальсум и Абдель Халим Хафез. Они пели о  чистой, недостижимой любви и подавленной сексуальности, знаменуя собой целую эпоху «золотого века» Египта. С их смертью музыкальное творчество сменило приоритеты — фантазии и мечты уступили место реальности.

Шааби, то есть простой народ, объявил войну богатым с их консервативными правилами, правительству, политике, коррупции и просто общему положению дел своей несчастной жизни. Конечно, денег у них стало немного больше, но ровно настолько, чтобы понять, насколько они бедны.

И наконец, в-четвертых, технический прогресс дошел до изобретения магнитофона, а с ним возникла новая веха в музыкальной индустрии. Музыканты и певцы во всем мире получили возможность самостоятельно производить и продвигать свои творения в обход звукозаписывающих компаний. Появилась т. н. «кассетная культура» основой которой стал самиздат. К ней относятся панк-музыка в Великобритании и США, регги на Ямайке, рай-музыка в Алжире и шааби в Египте.

В Египте существовала цензура, распространяющаяся на телерадиовещание, кино и пр., в том числе на музыкальную продукцию. Государственные органы решали, что является хорошим вкусом и какие песни достойны массовой аудитории. Они же определяли кто будет выходить в эфир, чьи  пластинки будут записываться, и даже ранжировали исполнителей по тому, насколько они соответствуют заданной цензурой политике. Поэтому у музыки шааби были все шансы заглохнуть на начальной стадии, если бы не магнитофоны.

В 70-х гг. магнитофоны стали доступны всем жителям Египта. Любой желающий мог записать свои песни на кассеты, сделать пиратские или домашние копии. Дешевизна и простота этого способа самораскрутки позволяла поддерживать так называемый «голос народа», а в стране появились первые звезды исполнители шааби.

Итак, шааби — это музыка и голос простого трудящегося народа. Большинство из этих людей выходцы из сельской местности в первом и втором поколениях. Поэтому на музыку шааби огромное влияние оказла деревенская фольклорная музыка (балади) на традиционных инструментах. Городская среда изменила ее соединив с городской классической музыкой на современных западных инструментах. Музыка шааби лучше отражает египетский народ и культуру, чем модернизированная прозападная музыка и музыка элиты общества (последняя, по мнению некоторых исследователей, находилась под влиянием русских и европейский авторов).

Песню шааби можно узнать по характерному звучанию голоса — едкому, скрипучему, грубому. Постановка голоса непрофессиональная, что естественно, так как на певцов шааби не учатся, ими рождаются. Исполнение очень эмоциональное, почти до слез.

Многие песни начинаются с мауаля — вокальной импровизации без сопровождения ритма, хотя может подхватываться традиционным найем (арабо-иранская продольная флейта) или аккордеоном, саксофоном, синтезатором. Она может быть о любви, но часто выражает презрительное отношение к правительству, коррупции, или может быть о различных социальных проблемах.  Мауаль рассказывает о верованиях и чувствах певца, устанавливает эмоциональную почву для песни. Признанными звездами мауаля считаются  Ахмед Адавейя, Хасан аль Асмар и Шаабан. Многие из их импровизаций становились самостоятельными песнями.

После мауаля табла (барабан) начинает играть быстрый оптимистичный ритм, например, максум или саиди.  За ним начинается сама песня, которая может оказаться очень короткой  (даже короче мауаля) и может содержать много тем. Тексты песен, как правило, простые, содержат сленг или разговорную речь улиц, юмор, непочтительность и  много жалоб на разные вещи.  Например, речь может идти об алкоголе и наркотиках, нищете, работе и деньгах, любви и браке, еде (которая обычно используется как метафора для секса), безнадежности жизни и о жизни в целом. В песнях часто используются метафоры, чтобы скрыть истинный смысл послания. Экономическая нестабильность в стране вызывает еще большую депрессию, и во многих песнях народ обращается к высшей власти.

Песни шааби — своего рода движение сопротивления и часто подвергаются цензуре в государственных СМИ. Песни производятся кустарно, передаются от человека к человеку, к водителям такси и микроавтобусов, и так к общественности. Некоторые звезды шааби не возражают против пиратского копирования, потому что так они зарабатывают популярность, а деньги зарабатывают в переполненных концертных залах.

Многие авторы и исполнители шааби прозябают в неизвестности, утешая себя лишь тем, что несут высокую нравственную миссию. Но есть и такие, которые добились культового статуса. Люди слушают их диски, крутят кассеты в такси и автобусах, на уличных свадьбах, знают тексты песен наизусть.

Некоторые певцы считают себя последователями более ранних исполнителей эстрадной песни, таких как  Сайед Дарвиш (великий певец и композитор начала 20 века). Дарвиш пел для всех слоев общества — богатых и бедных. У него были песни о наркотиках, которые он высмеивал, хотя, в целом, не осуждал их употребление.

Первым певцом шааби, получившим признание и любовь народа, стал  Ахмед Адавэйя. Его называют "крестным отцом" музыки Шааби, а его творчество стало эталоном для многих других.

Он родился в середине 1940-х годов в приличной семье из рабочего класса (шааби) на окраине района Маади, в южной части Каира. Со временем он переехал на улицу Мохамед Али (также известной как Shariaa Аль Фэнн — улица художников). Сначала он работал официантом в кафе, но затем решил, что этот труд не для него. Так он стал петь народные песни и мауали.

С 14 лет он пел на религиозных праздниках, а к концу 1960-х годов уже выступал на высококлассных, дорогих свадьбах и в гостиницах. В начале 1970-х он регулярно работал в клубах на Шариа Аль Харам («путь к пирамидам»).

Ахмед Адавейя быстро обрел популярность. Имея народные корни, он писал и пел песни близкие и понятные простому народу. Яркие мауали, сатирические тексты, прокуренный голос и сочетание современных и традиционных инструментов — все это звучало по-новому и стало ключом к успеху.

В целом он отличался образом жизни и общей резкостью.  Пение, да еще таких сомнительных песен, да к тому же в окружении девушек-танцовщиц было слишком неприличным в середине 20 века. И хотя даже семья от него отказалась (со слов Т.П.Дорош), он считал, что такова его судьба и только так он чувствует себя счастливым.

Ираки.

Ираки, или ракс аль иракия - достаточно старый танец, распространенный среди сельских жителей южного региона Ирака. Сами сельские жители называют себя каулия, или кавлийя. Существовали целые семьи, которые занимались музыкой и танцами. Существует два основных вида ираки, или ракс аль иракия - хажа и чоби. Хажа (хача) - это то, что все привыкли видеть на фестивалях - танец под заводную музыку с разнообразными прыжками и акцентом на махи волосами. Чоби гораздо менее распространенный стиль, нежели хажа. Скажем так, чоби аль иракия - это нечто вроде хоровода под национальную музыку, в нем нет таких прыжков и махов волосами, как в хажа. Другие стили ираки - хева, хашаба и другие - мало изучены у нас в стране и почему-то не представляют интереса для танцовщиц.

Современный женский костюм для ираки напоминает вечернее платье - длинное, обтягивающее, фасона годе (от колен платье расширяется, образуя юбку-солнце). Существуют самые разнообразные виды этого костюма - с длинными обтягивающими рукавами, с широкими рукавами, с обнаженными плечами - у кого какая фантазия. Такой вид костюма пришел из Сирии. Национальный иракский костюм для ракс аль иракия называется хашмия. Это богато расшитое платье, слегка приталенное, с длинными расклешающимися рукавами. Девушки, как правило, танцуют босиком.

Мужской костюм для ираки точно такой же, как и для халиджи - белая тоба (длинная рубаха с широкими рукавами). На голову мужчины одевают ихрам - большой платок, который удерживается на голове обручем, который называется игаль. Часто вместо игаля ихрам одевают так, чтобы его концы обвязывались вокруг головы и держали весь платок. Обязательны для мужчин также брюки и сапоги (или туфли). Такой костюм в Ираке называется дишдаши.

Для каждого из стиля ираки своя музыка со своим ритмом. Так, для хача характерен довольно быстрый ритм даэм или айюб со своим особенным наполнением. Среди перкуссии в иракских танцах выделяется замбур - он обычно ведет солирующую партию. Мелодическая составляющая музыки традиционно ведется рабабой, а в последнее время рабаба заменяется скрипкой и/или электронными музыкальными инструментами. Чоби же, в отличие от хажа, более размеренный стиль, там используются ритмы хажа на 8/8 и 12/8.

Хажа - очень подвижный и энергичный танец, со множеством прыжков и махов волосами, также включает в себя партер - движения на полу. Танцуя ираки, женщина делает со своими волосами самые невероятные вещи - заставляет их летать вокруг плеч или струится подобно воде. Отличается ираки от халиджи более резкими движениями головой и акцентами не в пол, а вверх. Также в ираки активно используются тряски.

Чоби представляет танец, в котором основные элементы - шаги, прыжки и притопывания, а у мужчин есть разнообразнейшие трюки с оружием - тростью или саблей. Некоторые танцуют с ружьями или автоматами. В танце есть ведущий, он обычно в руках держит платок или четки, которые вращает над головой.

Новости

«ФОРМУЛА ТАНЦА» В КРАСНОДАРЕ

«ФОРМУЛА ТАНЦА» В КРАСНОДАРЕ

27-28 октября в Краснодаре прошел традиционный международный турнир по спортивным танцам «Формула танца-2018». Это один из наиболее массовых и престижных турниров, традиционно проходящих на Юге России под эгидой РТС («Российского танцевального...

07-11-2018 Хиты:20 Новости

Подробнее

«КУБОК АРБАТА» в Москве

«КУБОК АРБАТА» в Москве

27-28 октября 2018 г. в Москве состоялся традиционный международный турнир по современным спортивно-танцевальным направлениям «Кубок Арбата». Этот крупный и престижный турнир включает в себя соревнования среди лучших танцоров страны по целому ряду официальных...

02-11-2018 Хиты:44 Новости

Подробнее

Индекс цитирования Яндекс.Метрика